Коллекционирование авто


Коллекционирование «староходов» — один из столпов вселенской технической культуры, к которой мы, наконец, имеем не только желание, но и возможность приобщиться. Что собой представляет рынок старинных машин, что стоит собирать, а что является коллекционной посредственностью?


Для начала необходимо определиться, что вы желаете иметь в своем гараже. Если это необычный автомобиль, которым можно пользоваться ежедневно, то вам стоит приобрести хот-род или кит-кар, коих нынче производится по свету масса, и которые отдаленно напоминают лучшие классические автомобили прошлых лет, и не морочить себе голову. Однако стоит помнить, что дальнейшая продажа такого весьма дорогостоящего развлечения довольно проблематична. Ведь данный автомобиль строился с учетом ваших пожеланий, на ваши отнюдь не медные деньги и после вас будет нужен далеко не всем.

alt


Коллекционный интерес представляют лишь комплектные автомобили с оригинальными узлами. Машина с рамой от «Хорьха», кузовом «Мерседеса» и мотором «Волги» может представлять интерес лишь для свадебного извоза либо экскурсионного кооператива.

С оригинальностью все ясно. Теперь нужно определиться с объектом. Можно собирать как гоночные, так и армейские машины — как «американцев», так и «французов». Однако затраты и выходная стоимость при этом будут абсолютно разными. Для того чтобы сделать выбор, необходимо познакомиться со специальной литературой. Из солидных книг вы узнаете, почему такие вычурные и многомодельные автомобили США стоят в общем доступных денег? Виной всему — многотысячный ежегодный выпуск каждой модели. Почему компрессорные «Мерседесы» так дороги? Просто человечество по достоинству оценило конгломерат высоких технологий, элегантность заказных кузовов и сверхограниченный тираж. Кроме литературы к вам на помощь могут прийти и профессиональные эксперты-консультанты. Их легко отличить от простых посредников или того хуже — жуликов от антиквариата, которым явно недостает осведомленности.

Вложение денег в коллекционирование автомобилей во всем цивилизованном мире считается чрезвычайно выгодным делом. При этом нужно помнить, что элитные автомобили есть и будут ЗОЛОТЫМ ЗАПАСОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Вы подумаете: «Я не собираюсь продавать свой любимый антикварный автомобиль, какое мне дело до его цены?». Однако считайте: посредственная Opel Olimpia стоит $3000; в достойную и профессиональную реставрацию нужно вложить порядка $35 000; на выходе этот автомобиль из-за посредственности конструкции и тиража в 85 000 экз. стоит максимум $15 000. Вы безумец, чтобы бросать деньги на ветер?


Другой пример: Horch-853а, выпущенный тиражом 404 экз. и имеющий сверхэлегантный кузов кабриолет, стоит 100 000 $, плюс реставрация столько же. Но на выходе вы имеете великолепный по всем данным автомобиль стоимостью в $400 000. Такая вещь может доставить не только высокое эстетическое наслаждение, но и обеспечить далекое будущее вам и вашим близким, ведь элитные автомобили, как и любое другое произведение искусства, с годами лишь дорожает.

Прежде, чем ударить по рукам с продавцом, справьтесь о текущих ценах (в специализированном журнале, каталоге или у специалиста). Но не называйте места дислокации предмета вашего вожделения: коллекционеры — завистливы и оперативны.

Имейте в виду, что во всем цивилизованном мире стоимость открытых авто несколько выше, чем их собратьев с закрытым кузовом. К тому же спортивный автомобиль, выигравший хоть одно состязание, как и экземпляр, принадлежавший историческому лицу, стоит еще дороже. Вот поэтому простой Меrcedes-Benz 280 S в кузове W108 стоит меньше, чем аналогичный темно-вишневый 1969 г., коим пользовался Брежнев. А гоночный Delahaye 135 МСС знаменитого французского пилота Рене Дрейфуса, дороже простого 6-метрового гиганта Cadillac-75 тысяча девятьсот пятьдесят лохматого года.



Если вас не отпугнуло все вышеизложенное, и имеете необходимую для приобретения элитного автомобиля сумму, вам необходимы следующие советы.

Никогда не поручайте выбор коллекционного экземпляра своему рихтовщику или водителю, поскольку их интеллект, вкус и подход к вопросу отличается от вашего, да и чужие деньги не считают, как свои. К тому же коллекционный автомобиль, как женщина: если его любишь, жизнь превращается в сказку, если нет — в кошмар.

Выбирая «свой» автомобиль, помните, что существует несколько типов любопытных, элитных автомобилей:

1) Автомобили, имеющие пусть и примитивную ходовую, но оснащенные эксклюзивными люксовыми кузовами.

2) Модели с выдающимся двигателем, имеющие от 8 до 16 цилиндров.

3) Совершенный вариант обладает как особенным кузовом, так и незаурядным двигателем.

Кроме того, важно сказать, что выбирая авто нужно следовать «Европейской системой оценки коллекционных автомобилей»:

1 категория. Автомобиль обязательно после отличной (не гаражной) реставрации и находится в состоянии намного лучшем, чем заводской экземпляр.

2 категория. Автомобиль, эксплуатировавшийся короткое время после хорошей реставрации, либо реставрация была произведена 3-5 лет назад.

3 категория. Абсолютно комплектный, стопроцентно оригинальный автомобиль с реставрацией 15-20-летней давности.

4 категория. Машина, имеющая «родную» ходовую и двигатель, но некомплектная по мелочам.

5 категория. Автомобиль некомплектный по самым важным агрегатам. Именно с такими «раритетами» и возникает больше всего проблем: их приобретение может быть оправданно лишь невероятной уникальностью объекта.

Приобретение автомобиля ниже 5-й категории рассматривается как покупка запчастей. Помните, что выбранный вами экземпляр не должен в 3-й категории превышать 50% стоимости в 1-й. Также обращайте внимание на оригинальные стекла фар, ручки дверей, обивку салона. С этими элементами потом будет больше всего мороки.



Если вы приобрели коллекционный экземпляр ниже 2-й категории, без реставрации не обойтись. Хочется предупредить: не делайте «гаражной реставрации», где крылья грубо привариваются к кузову, а оригинальные агрегаты заменяются какими попало, мол, сойдет и так. Не сойдет, потому что такой подход полностью аннулирует его рыночную стоимость.

Отдайте машину в известную реставрационную фирму или, если чувствуете в себе силы, приступайте к реставрации сами. Но не отдавайте разобранные узлы в разные места. Дешевле не получится! Потом тяжело будет собрать все вместе без потерь, да и за окончательный результат никто не в ответе.

При разборке автомобиля все детали нужно тщательно нумеровать и складывать согласно описи. Неплохо фотографировать весь процесс. Не забывайте, что рамные кузова с деревянным каркасом, изготовленные старыми мастерами, частенько собирались «на глаз», и поэтому размеры правой и левой сторон могут не совпадать.

Процесс реставрации, независимо от сложности конструкции, занимает от 3 до 7 лет. Поэтому не пытайтесь собрать десятки, а то и сотни староходов с надеждой «отреставрировать все». Не успеете.

Можно превратить коллекционирование в хороший бизнес и жить припеваючи. Если вы настоящий ценитель староходов и дух наживы вам не присущ, что ж, принимайте участие в фестивалях и парадах. Если ваш раритет действительно достойный и нравится не только вам, у вас скоро появится приличная коллекция дипломов, кубков и прочих наград с мероприятий.

Можно стать, если коллекция позволит, хранителем мини-музея. Ведь разговоры о национальном автомузее имеют все шансы остаться лишь разговорами. Да и хорошо отлаженная рекламная кампания с участием вашего четырехколесного любимца, равно как и киносъемки, тоже могут стать неплохим бизнесом.

Страсти коллекционирования авто порой подвержены весьма уважаемые и очень известные личности. Так, даже бывший президент США Билл Клинтон является почитателем и обладателем коллекционных «Мустангов». Мы не зря упомянули о Штатах, ведь в городе Рино (Невада) находится самая большая в мире коллекция-музей Уильяма Хара (она насчитывает 3665 антикварных автомобилей). В Европе славное коллекционное дело тоже известно достаточно давно. А, пожалуй, ярчайшим примером преданности ему является история братьев Ганса и Фрица Шлумпф, которые потеряли свой текстильный бизнес (проще говоря, разорились) из-за страсти к моделям марки Bugatty. Сегодня их коллекция — Национальный автомузей Франции или, если хотите, «Авто-Лувр». Коллекция братьев Шлумпф составляет около 500 автомобилей, причем 128 — Bugatti.

Самая большая коллекция в СССР принадлежала москвичу Александру Ломакову и насчитывала 42 автомобиля. Сейчас она разрослась до российского автомузея «Ломаковка». Частные собрания в России нынче тоже внушительны. Так, коллекция Виктора Черномырдина насчитывает порядка четырех десятков экземпляров.

Для будущего украинского автомузея «Самоход» инициативная группа комбината «Энергомаш-Спецсталь» уже собрала около 200 единиц техники.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: