Ретро автомобили для души коллекционера: от «Чайки» до «Феррари»


У мужчины должно быть несколько машин: для повседневных забот и, обязательно, для души. Так считает белорусский реставратор и коллекционер со стажем Николай Демидов. Он, как никто другой, знает, как из добитой дедовской машины сделать дорогой ретрокар.

Коллекционирование старинных автомобилей — особенная страсть. Ярчайшим примером этому является история французов братьев Шлумпф, которые потеряли свой текстильный бизнес (проще говоря, разорились) из-за страсти к моделям марки Bugatti. Сегодня их коллекция — Национальный автомузей Франции или своеобразный «Авто-Лувр», который насчитывает около 500 автомобилей, причем 128 из них — Bugatti. А откуда у вас появилась страсть к машинам?

alt

 

Помните французский фильм «Один шанс на двоих», где Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо играли отцов Ванессы Паради? Там был момент, когда Паради смотрит на небольшой постамент, на котором собраны маленькие модельки разных старинных авто, и спрашивает Бельмондо: «Папа, а что это такое?». Он нажимает на кнопку, после чего медленно открываются двери гаража, где все эти машины — Ferrari 250, Ford Mustang… — красуются в реальную величину. И Бельмондо отвечает: «Понимаешь, малышка, у меня с детства была мечта собирать машинки».

Так вот, у меня тоже, еще в детские годы, появилась страсть к технике. Помню, как я ребенком вечно возился с мопедами. Позже, когда мне было уже под тридцать, я понял, что нужно как-то самореализоваться, и я решил купить самую красивую с моей точки зрения машину. Дело происходило в конце девяностых, иномарок было не так много, в основном продавались только отечественные авто. Вот я и решил приобрести 13-ую «Чайку» — она сразу пришлась мне по душе. Это авто с историей и уникальным дизайном, которую в детстве я видел только на киноэкранах и на праздничных парадах. А теперь у меня даже несколько таких моделей. И я с удовольствием занимаюсь их реставрацией.

На ценность автомобиля влияет не только его возраст, но и «личная» история. В особом почете экземпляры, чьи владельцы были людьми известными и незаурядными. Таких машин — единицы, а их судьба — предмет пристального внимания коллекционеров. Известно, что у вашей «Чайки» тоже необычная история.

Есть такая традиция у коллекционеров — покупать машины своего года рождения. Я тоже не стал ею пренебрегать и попытался разыскать любимую 13-ю «Чайку» 1968 года выпуска. Чудом ко мне попал список зарегистрированных в Беларуси авто, в котором оказалось всего две подходящие для меня машины. От одной, как оказалось, осталось только название, а вот вторая представляла собой то, что нужно. Правда, находилась она в гараже при комитете госбезопасности, и выкупить ее было не так-то просто. Долгое время мне отказывали, но я не сдавался и после небольшой аудиенции у заместителя начальника КГБ добился своего — машину мне продали. Потом, уже в своем гараже, когда капался в новоприобретенной «Чайке», я нашел огромный пропуск, на котором большими буквами было написано: «1 мая 1969 года, г. Москва: ПРОЕЗД ВСЮДУ». Мне стало интересно, кому и в какое время принадлежала эта не простая машина. Я написал письмо на имя начальника гаража особого назначения, честно говоря, без больших надежд на ответ. Но он пришел. В письме сообщалось, что моя «Чайка» принадлежала 9-му управлению КГБ СССР, сопровождавшему первых лиц государства с 1968 по 1972 год. Она обслуживала руководителей республик во время их визитов в Москву, на ней встречали космонавтов, когда они приезжали с Байконура. Вот такая история. Эта «Чайка» для меня бесценна — никогда и никому ее не продам.

Еще с 60-х годов прошлого века существовали клубы владельцев старинных автомобилей. Энтузиасты годами корпели в гаражах над дедушкиной «Победой» или вычурным «Бьюиком». Но качество реставрации тогда не выдерживало никакой критики, главной задачей было любыми способами заставить машину ездить. Расскажите, что сейчас представляет из себя реставрация антикварных автомобилей?

Восстановление старинного автомобиля — дело многих месяцев или даже лет. Весь процесс реставрации можно поделить на 10 этапов. Самый первый — это выбор машины. Порой на это уходят месяцы. Нужный экземпляр может быть где угодно — в частных коллекциях, в газетах бесплатных объявлений и даже на свалках. После того, как машина попала к владельцу, ее тщательно осматривают — проводят так называемую дефектовку и составляют список необходимых для покупки запчастей. На поиск недостающих элементов, например, руля или прикуривателя, иногда требуется очень много времени. Существует понятие «машина-донор», которое подразумевает покупку целого автомобиля для ремонта аналогичной модели. В сложных ситуациях, для действительно редких машин, запчасти изготавливаются мастерскими, специализирующимися на реставрации старых авто, — услуга эта недешевая, но зачастую являющаяся единственным выходом. Допустим в компании Mercedes-Benz можно заказать запчасти к любому автомобилю, когда-либо выпущенному под этой маркой. Но, к сожалению, за банальную прокладку блока цилиндров там могут запросить €2500, тогда как для обычной машины аналогичная деталь стоит всего €20–30. Затем машину разбирают буквально до винтика, каждый из которых скрупулезно очищают, отшлифовывают, покрывают антикоррозийным раствором и краской. После этого ведутся кузовные работы. Если речь идет о старинном автомобиле с деревянным кузовом, то в первую очередь восстанавливаются все подгнившие участки. Затем на деревянный кокон натягивается сталь. К таким машинам относится наш ЗИС-101 — его в свое время принимал у мастеров сам Сталин. Каркас ЗИСа сделан из дуба и драба — пород, наименее подверженных гниению. Реставрация ЗИС-101 в Минске стоит около €200 000, в Москве — €500 000. А восстановление деревянной машины в Европе обойдется еще дороже.

Приятно иметь дело с такими раритетами. Ведь раньше машины делали качественно и на долгие годы, не то что сейчас — у японцев срок службы машины рассчитан всего на 10 лет. Вот, например, немцы, когда работали над первыми «Мерседесами», морили деревянные кузова в конском навозе, используя его как антисептик. Так те машины до сих пор на ходу. Когда реставраторы заканчивают кузовные работы, они берутся за техническую начинку — восстанавливают трансмиссию, двигатель, коробку передач, подвески. А затем начинается колдовство над салоном автомобиля — это, кстати, мой конек. Люблю сделать что-нибудь необычное и эксклюзивное, например, салон из белой кожи для черной «Чайки» — это просто загляденье. Но на обшивке дело не заканчивается. Старинные сидения по немецкой технологии, например, набивали морскими водорослями, они не гниют и долго держат форму. Истинные антиквары для своих работ умудряются найти даже этот материал. После салона реставраторы восстанавливают проводку и электрооборудование. Затем красят машину, собирают и настраивают. Последний этап — это диагностика. Готовую машину обкатывают, устраняют неполадки так, чтобы авто работало как часы.

В той же России реставрация антикварных автомобилей — это настоящий бизнес. В Москве работает около десятка специализированных мастерских, где трудятся настоящие специалисты. А как вы справляетесь со всеми работами, где вы учились реставрировать машины?

Реставрация уже давно стала моей основной работой. Пять дней в неделю я восстанавливаю машины на заказ, в субботу провожу время в своем гараже и колдую над своей «Чайкой». У меня всегда была и есть огромная тяга к такой работе — этого, пожалуй, вполне достаточно для того, чтобы заниматься реставрацией. А всему остальному со временем можно научиться. Главное — нужно общаться с такими же фанатиками антикварных автомобилей. Важно, чтобы умный человек рассказал, как и что нужно делать. Один в поле не воин — часть работы можно выполнить своими силами, а часть, например, покраску, поручить другим мастерам. Хорошо, когда вместе работает 2-3 человека. Ведь иногда даже гайку закрутить не так-то легко — один должен держать ее снаружи, а другой закручивать изнутри. В 2000 году я познакомился с отличными ребятами, у всех золотые руки. Вместе нам работалось «в кайф», мы дополняли друг друга — один был профи по металлу, я умел обрабатывать ткань и кожу, третий хорошо разбирался в механике, четвертый еще в чем-то — и в итоге получались классные вещи. Так мы сделали на заказ «Понтиак Бондиэль», потом «Чайку» дымчато-золотистого цвета для табачного магната, 21-ю «Волгу» отправили в Германию.

Жизнь старинного автомобиля, в отличие от человеческой, может иметь продолжение: в умелых руках реставратора груда металла превращается в мечту автомобильного коллекционера. Но она, зачастую, имеет приличную цену.

Стоимость реставрации авто зависит от многих вещей. Например, от изначального состояния автомобиля, самодеятельности прежних владельцев (последствия которой ликвидировать сложнее, чем ржавчину и вмятины), технологии работы, года выпуска. На западе машина начинает набирать «возрастные очки», достигнув двадцатилетнего возраста: тогда она получает табличку classic car под лобовое стекло и кучу льгот — от пониженных налогов до охраны ЮНЕСКО. В России подобная типология также используется, но только для импортных «старичков». Среди наших автомобилей статус «антиквариата» у коллекционеров получают модели, выпущенные до 60-х годов прошлого века, в основном «Победы» или «Чайки». А европейская классификация автомобилей делится на категории A, B, C, D и E. Категория A — это оригинальные машины только после реставрации. «B» — это авто, на котором уже ездят десять лет после реставрации, но оно находится в хорошем состоянии. К «С» относят ретрокары с реставрацией 25-летней давности или машины без реставрации, но комплектные, то есть со своими запчастями — их никто не резал, не варил. Следующая категория D — это автомобили, которые имеют некомплект деталей — допустим, есть двигатель, коробка передач, но нет родных фар, салона и колес. Вот я, например, из таких двух некомплектных «Чаек» собрал одну. А последняя категория E — грубо говоря, практически металлолом, но ценный. Это может быть набор каких-то запчастей — остов машины, двигатель или ее задняя часть. Соответственно, цена ретрокара зависит от ее категории.


Мастер отреставрировал машину. Он, например, год шел к этому, скрупулезно работая над каждым этапом восстановления. Какого это — видеть машину, с которой провел столько времени, в абсолютно идеальном состоянии?

Представляете, как классно теплым летним вечером сесть на «Чайку», выехать за город и «дать» ей 120–130 км/ч. Ты несешься в машине, которая вся наполнена изысканной историей — старые ручки, сверкающие деревянные панели, идеальный кожаный салон. «Чайка» — машина мягкая, в ней как будто плывешь. Когда спускаешься с горки, то в груди появляется такое ощущение, какое бывает в самолете, проваливающемся в воздушную яму — дух захватывает. Едешь и понимаешь: «Да, это не машина на каждый день, я завожу ее не больше десяти раз в год, но зато чувствую то, чего не дано ощутить другим». Вот почему коллекционировать антикварные машины интереснее, чем картины или яйца Фаберже, которые просто стоят или висят где-то под сигнализацией.

А есть ли у вас машина-мечта?

Мне нравятся спортивные машины. В свое время я покатался на таких спорткарах, как Chevrolet Corvette, Porsche 911 и 944, Dodge Viper, TVR. Все они великолепны, но с детства я мечтаю о Ferrari. Правда, стоят эти красотки бешеных денег — даже битая «Феррари» обойдется в €50 000!

Opel Admiral из Винницкой ставки Адольфа Гитлера или черный ЗИЛ, возивший Брежнева на открытие памятника Родине-Матери. Теперь эти автомобили стоят десятки и сотни тысяч долларов, а всего пару десятилетий назад их сдавали на свалки, чтобы получить талончик на покупку нового мотора для «Жигулей».

Да, сегодня можно сколотить настоящее состояние на продаже восстановленного раритетного авто. Помню, как лет 7 назад ходили слухом о том, что некий российский поклонник «старины» намерен за астрономическую сумму — около 2,5 миллионов — приобрести так называемого «Голубого гуся» Германа Геринга. Это уникальный «Мерседес-540 к», который находился в закрытой частной коллекции, куда он перекочевал прямиком из гаража главы «люфтваффе». Сам факт подобной сделки говорит о большом потенциале ретрорынка. Вообще, вопрос цены довольно щекотливый. Для многих их антикварное авто просто бесценно. Вот у одного моего знакомого есть отреставрированная «Победа ГАЗ М20» — она ему еще от деда досталась. Так вот, он садиться в эту «Победу» и для удовольствия катается себе по Москве, а сзади и спереди его прикрывают джипы «Мерседес-бенц». Я точно знаю, он дедовскую машину никогда не продаст.

В мире существует всего лишь несколько уникальных музеев старинных авто. Куда посоветуете съездить для вдохновения?

Стоит побывать в Рижском музее. Там есть спортивная машина Гагарина, подаренная ему французской компанией «Матра» после его возвращения из космоса. Там же, в Риге, стоит первая машина, выпущенная холдингом «Ауди». А в Москве существует музей старинных автомобилей, основанный реставратором Ломаковым. За 40 лет он собрал уникальную коллекцию, состоящую из 120 исторических автомобилей и мотоциклов. От мотоцикла «Пежо» 1914 года выпуска, оставленного французским экспедиционным корпусом в Архангельске во время интервенции в 1918 году, до «Чайки» ГАЗ-13 1977 года выпуска, подаренной Патриарху Всея Руси Пимену самим Брежневым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: