О музее ретро-автомобилей


С недавних пор у любителей автоэкзотики появилась возможность насладиться видом ретро-автомобилей в любое удобное время и в одном месте. А именно – в первом в России московском музее ретро-автомобилей на Рогожском валу.

alt

Музей был создан несколько лет назад по распоряжению мэра Москвы Ю. Лужкова. Надо сказать, что это не первая попытка собрать под одной крышей автомобильную историю. Некогда в Балашихе существовала база, где были собраны пожарные автомобили разных времен. Был также опыт по созданию музея городского такси, но он не получил дальнейшего развития. Поэтому музей ретро-автомобилей по праву называется первым.

При входе на территорию рядом с современными автомобилями служащих и посетителей стоит старая пожарная машина. Но это не анонс экспозиции, поскольку все остальные экспонаты – вполне раритетные «легковушки». Самым дорогим экспонатом в музее, безусловно, является «Руссо-Балт» – один из 450 выпущенных еще до революции на Рижском Руссо-Балтийском вагоностроительном заводе автомобилей. Еще одной жемчужиной коллекции экскурсовод называет трехколесный автомобиль на солнечных батареях «Минисол». Всего было собрано два таких автомобиля, один из которых «исчез в неизвестном направлении».

В настоящее время в музее выставлен единственный в мире экземпляр, собранный в Зеленоградском институте для гонок в Австралии. Этот автомобиль уникален. Ему 28 лет от роду, он разгоняется до 50 км/ч, при солнечной погоде способен преодолеть до 170 км без остановки. Масса трехколесного «Минисола» составляет 140 кг, максимальная мощность – 2000 Вт. На нем установлены батареи постоянного тока мощностью 500 Вт. Автомобиль оснащен четырехступенчатой коробкой передач с приводом на заднее колесо, гидравлическим тормозом на передние колеса и механическим – на заднем. Современные солнцемобили способны развивать скорость до 235 км/ч и преодолеть до 1,5 тыс. км без остановки. Но таких сейчас много, первый же советский солнцемобиль можно увидеть только здесь, в музее.

Любители отечественных представительских машин могут со всех сторон обойти легендарный ЗИС 115, собранный в 1954 году и доживающий свои дни в музее. Всего было выпущено 38 таких автомобилей в период с 1947 по 1956 год. Рассчитанный на 6 мест лимузин был создан под руководством ведущего конструктора А. Н. Островцева. Полная снаряженная масса с роскошным кожаным диваном, который сделает честь любому современному офису, составляет 4280 кг. Длина автомобиля – 6 м, ширина – почти 2 м. Лимузин, изготовленный в середине прошлого века, способен развивать скорость до 120 км/ч!

Помните комедию Гайдая «Операция «Ы»? А точнее, момент, когда «великая троица» загородила кому-то проезд своей «инвалидкой»? Приходите в музей, и вы сможете увидеть ее живьем. Конечно, не ту самую, но точно такую же – первую городскую самоходную мотоколяску, созданную по заказу советского правительства в заботе об инвалидах в начале 60-х. Однако самой «экзотичной экзотикой», выставленной в музее, является, пожалуй, японский Kurogan выпуска 1937 года. Вряд ли кто из москвичей и гостей столицы видел спидометр с иероглифами, несмотря на современное засилье японских автомобилей. Этот автомобиль – из рода самых первых внедорожников в мире, созданный специально для войны. Он был рассчитан на трех пассажиров и развивал скорость до 70 км/ч.

После таких необычных экспонатов даже как-то неудобно вспоминать лимузин Mercedes-Benz 320 Pullman выпуска 1938 года мощностью всего 58 л. с., который развивает скорость 130 км/ч. Или Cadillac Deville выпуска 1958 года и самый раритетный из всех американских автомобилей – Hudson. А уж Buick и Bentley, собранные где-то в середине ХХ века, – просто рядовые экспонаты. Хочется, однако, остановиться на парочке совсем даже не редких автомобилей, которые, тем не менее, привлекают внимание и надолго удерживают его. Это – стоящие бок о бок Opel Kadett K38 и «Москвич» 400-й серии. Как говорится, найдите десять отличий. Жаль, что в экспозиции нет пары FIAT 124 и ВАЗ 2101, который более известен под народной кличкой «Копейка».

Всего в музее выставлено около 60 автомобилей. Многие из них являются не безусловной собственностью музея, а временно выставлены частными коллекционерами. Кстати, именно поэтому экспозиция музея периодически меняется и обновляется. Помимо автомобилей, в музее выставляются также различные мотоциклы, мотороллеры, мопеды, а еще – предметы соответствующей автомобилю эпохи. Буквально. Например, когда семья на такой вот «Победе» ехала на отдых, то в багажнике у них лежал примерно вот такой саквояж, на шее отца семейства болтался такой фотоаппарат «ФЭД», а дети на заднем сиденье крутили ручки такого примерно приемника.

Как и любое явление в этом мире, музей не лишен недостатков. Но ведь зачастую недостатки являются лишь продолжением достоинств. Большая и весьма интересная коллекция располагается в откровенно небольшом выставочном зале, что создает впечатление некоторой мозаичности и эклектичности экспозиции. Автомобилям явно тесно. Поэтому вполне современно выглядящий и еще буквально вчера встречавшийся на улицах Mercedes выпуска 80-го года XX века стоит рядом с редчайшим, раритетным «американцем» Hudson. Уже упоминавшийся «Руссо-Балт» располагается не на отдельном подиуме, а в ряду других экспонатов. Сейчас вокруг него даже обойти затруднительно! Последнее приобретение музея, которое станет эксклюзивом только через много лет, «Москвич» 407, и вовсе стоит в углу, задним бампером к посетителям.

Однако, несмотря ни на что, не надо быть любителем автостарины, чтобы получить удовольствие от посещения музея. А уж если вы можете без подсказки отличить 401-й «Москвич» от 408-го и хоть что-то слышали об автомобиле Hudson до того, как прочитали эту статью, то вам явно понравится увидеть эти автомобили «в металле». А когда экскурсовод отвернется – даже пощупать.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: