«Чайка»-мое детство, моя юность, моя молодость.


Кто из представителей старшего поколения не мечтал в свое время хотя бы прокатиться на редком и недоступном автомобиле со старомодной и солидной внешностью-«Чайке» ГАЗ-13. Она тогда являлась чисто номенклатурным автомобилем, об обладании ею тогда и речи быть не могло. Но времена меняются. Теперь это вполне реально(говорят, мечты юности надо осуществлять). И вот перед нами сверкающий хромом и черной краской дорожный монстр 50-х годов, с панорамными стеклами и развитыми килями по бокам задней части кузова. Мода на эти решения довольно быстро прошла, но, тем не менее это символ эпохи. Автомобиль очень похож на старшего собрата-ЗИЛ-111(не путать с ЗИЛ-111Г). Длина-5600мм, снаряженная масса-2100 кг. Год выпуска-1975. Кузов не несущий, а установлен на Х-образной раме. Состояние автомобиля не было идеальным. Внешний осмотр выявил наличие сквозных очагов коррозии(и»Чайки» ржавеют!), пороги пришлось переваривать. Крылья удалось восстановить. Из родных дисков, имеющих довольно большой вылет, сохранилось только два, остальные имели вылет куда меньший, что было заметно. Поставили УАЗовские, хотя вылет все равно недостаточен, но он несколько компенсируется дополнительными проставками. При внимательном осмотре было обнаружено присутствие чужих противотуманных фар.

alt

Представьте себе, удалось найти родные, с белыми рассеивателями. Переднее и заднее стекла также пришлось заменить. Порадовало, что сохранилась большая пластмассовая птичка на облицовке радиатора, у многих «Чаек» их нет. Но это все экстерьер. Меня больше интересовали узлы и агрегаты, и не только их состояние, а еще и конструктивные особенности, автомобиль все-таки не совсем обычный.

Начнем с двигателя. По словам предыдущего владельца, он перенес капремонт и работал неплохо. V-образная «восьмерка» объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с.(«брутто») очень похожа на двигатель ГАЗ-53. Карбюратор-четырех камерный, К-114, по две камеры с последовательным открытием на каждую группу цилиндров. Причём не по рядно, а по два цилиндра из каждого ряда. Так было на ранних ГАЗ-53. На ГАЗ-14 таких карбюраторов было два. Масляного фильтра, как такового, нет, его роль выполняет центрифуга, хорошо знакомая водителям грузовиков(и «Запорожцев»!). Интересная особенность V-образных двигателей-нумерация цилиндров. Тот, кто привык к рядным двигателям, поначалу путается, поскольку эта нумерация противоречит логике. Но так принято. С двигателем особых проблем не было, разве что сменили свечи и масло.

Трансмиссия «Чайки» гораздо интереснее. Во-первых, она автоматическая, что во времена моего детства было в диковинку(сейчас этим никого не удивишь). К тому же у нее оригинальная система управления режимами, при помощи четырех кнопок, расположенных слева на торпедо. А вот что удивит современных потребителей, так это отсутствие режима парковки, т. е. блокировки карданного вала. Тут вся надежда на стояночный тормоз. Недаром к каждой «Чайке» прилагались специальные чурки с ручками, которые водитель держал в салоне. Покидая автомобиль, он обязательно подкладывал чурки под колеса. Наблюдал такое неоднократно. По иронии судьбы на данном автомобиле стояночный тормоз (трансмиссионного типа) отсутствовал вовсе, на вторичном валу был один лишь барабан. Надо сказать, так ездить совершенно невозможно, особенно одному. Пришлось все восстанавливать, благо детали такие же, как на ГАЗ-21. Да и коробка похожа на ту, что в свое время разработали для ГАЗ-21. Она трехступенчатая, в отличие от ЗИЛ-111, у которого, как известно, была двухступенчатая автоматика. Карданный вал-двойной, с промежуточной опорой. Задний мост-типа «спайсер». Говорят, на первых «Чайках» стояли «зимовские» мосты. Такие же, только с укороченными полуосями, устанавливали на первые «Волги». С этими узлами особых проблем не было, заменили только сальник редуктора.

Тормоза «Чайки» довольно консервативные, барабанные, с вакуумным усилителем и разделителем. Передние тормоза с двумя ведущими колодками. Такие впервые появились на «Зиме». Тормозные цилиндры, в отличие от ГАЗ-21, саморегулирующиеся. Необычной является конструкция вакуумного усилителя. Он сильфонного типа, с гофрированным рабочим цилиндром, расположен прямо над ГТЦ , преграждая доступ к пробке. На неработающем двигателе уровень тормозной жидкости не проверишь. Для обеспечения торможения при внезапной остановке двигателя служит ресивер. Решения для нас необычные. А вот на ЗИЛ-111 «вакуум» был поршневого типа. Тормоза на автомобиле мы не трогали, усилитель работал нормально. Чего нельзя сказать об усилителе руля. Конструкция его также необычна, с раздельным силовым цилиндром. С ней хорошо знакомы водители ГАЗ-66. Работа ГУРа вызвала у нас куда меньший восторг, чем работа «вакуума». Он сопел, подтекал, коэффициент усиления был невелик и непостоянен. Оставили как есть.

Передняя подвеска похожа на 21-ую, но детали отличаются, к тому же сильно изношены. Придется, видимо, изготавливать самостоятельно. В задней подвеске, кроме втулок, менять ничего не требовалось.

Отдельно расскажу об электрооборудовании, ибо это мой профиль. Молодежь, наверное, не знает, что такое генератор постоянного тока и трехэлементный реле-регулятор. Мне это все знакомо еще по «Москвичу-401». Генератор «Чайки» рассчитан на ток 32А(это 400 Вт). Его размеры впечатляют. Весит в два с лишним раза больше «жигулевского» при меньшей мощности. Для 50-х годов это было, однако, нормально. А вот реле-регулятор, к сожалению, стоял не родной, а обычный, от генератора меньшей мощности, то есть все преимущества родного генератора были сведены на нет. Поясню. У РР есть такой элемент, как ограничитель тока(генераторы постоянного тока, в отличие от «переменников», свойством самоограничения не обладают). Это обычное токовое реле, включенное последовательно в якорную цепь. Как только ток генератора превышает определенную величину, реле срабатывает и уменьшает ток возбуждения, т. е. действует аналогично регулятору напряжения. Обычные РР были настроены на ток 20А, то есть с ним даже более мощный генератор не выдаст больше. Пришлось, однако, довольствоваться тем, что есть, ибо родной сейчас не найти.

Очень интересно было возиться с приемником, 8-ламповым, 1962года выпуска. Его детали были сделаны и вовсе в 1961-ом. У него не работал выключатель, на его замену ушел целый день, ибо конструкция совершенно неремонтопригодна. Пришлось даже распиливать кронштейн ножовкой. Плат, как таковых, нет, все выполнено навесным монтажом. Тем не менее приемник работал, в диапазоне УКВ даже ловил все радиостанции. Антенну с электроприводом поставили от «Волги». Вот часы восстановить не удалось. Механизм электромагнитного подзавода штука капризная и ненадежная. Часы такого же типа применялись и на ГАЗ-21, и на поздних «Победах». Поскольку «Чайка являлась номенклатурным автомобилем, для задних сидений был предусмотрен отдельный прикуриватель. Вот амперметра, характерного для всех горьковских (нижегородских) автомобилей, в том числе и для ГАЗ-14, на ГАЗ-13 почему-то нет. Предохранители на автомобиле-теплового типа, кнопочные. Плавких вставок нет. Между прочим, это очень удобно. Переключатель света фар-ножной,автомобилисты со стажем хорошо его помнят. Ножным является и насос омывателя(не электрический).

Конечно, я не могу обойти вниманием редкие в те годы электрические стекло подъемники с особыми кнопками из легкого сплава. Когда-то такие кнопки устанавливали на «Жигули» с самодельными стекло подъемниками. Ремонт был увенчан (помните»Золотой теленок»? «Ремонт был увенчан окраской машины в ящеричный зеленый цвет». Кстати, это моя любимая книга.) отделкой салона.

Для обивки использовали дорогое серо-голубое сукно от генеральских шинелей.

Отдельно следует сказать о руле. От родного сохранилась только баранка, и то не в лучшем виде. Средней части с ободком не было вообще. Мой товарищ изготовил все это самостоятельно, по фотографиям. Салон получился просто потрясающим. Это надо видеть своими глазами! Особый шарм придают занавески за задним стеклом. Смело могу утверждать, что салон-одно из главных достоинств автомобиля. Чего стоит широченный передний диван! Сидя на нем и держа в руках большой желтый руль (были и «Чайки» с черными рулями) с хромированным ободком (если быть точным, наш был сделан из нержавеющей стали) и управляя огромным автомобилем с оригинальной внешностью, который когда-то был недосягаем, испытываешь непередаваемые ощущения. Мерно урчит мощный 8-цилиндровый двигатель, автомобиль плавно покачивается на ямах, игнорируя мелкие и подчеркивая этим свое величие.

 

Еще более интересно сидеть сзади, за занавесками. Страпонтены(откидные сиденья)-это нечто! Сидеть неудобно, но экзотично. Зато на заднем диване…Да, занавески действительно придают особый шарм. Когда я сидел в салоне «Чайки», то словно перемещался в другую эпоху. Эпоху «Чайки» и своей юности. Ведь «Чайка» практически моя ровесница, всего на два года старше (их выпускали с 1959 по 1981гг, а универсалы на ее базе собирали и в 1982-ом). Настоящий автомобилист всегда отождествляет каждую модель автомобиля с определенным историческим периодом. «Чайка»-это мое детство, моя юность, моя молодость. Кто из мальчишек моего поколения не провожал восторженными взглядами этот редкий автомобиль!

ЗИЛы мы тогда видели только на картинках. Впервые я увидел ЗИЛ в «Детской энциклопедии» 1965 года. Это был ЗИЛ-111Г. Но там было написано просто-Лимузин ЗИЛ. «Чайки там почему-то нет. Что такое лимузин, я узнал позже, когда начал читать «За рулем». «Чайка» таковым не является. Помню, герой одной из детских книжек мечтал построить автомобиль, который должен был ездить очень быстро, быстрее «Чайки».Ведь «Чайка» была для всех эталоном. И ему посоветовали назвать его «Стриж», поскольку стриж летает быстрее чайки. Сидя в салоне этого удивительного автомобиля и глядя сквозь толстые стекла (кстати, сзади у него тоже стоит «триплекс») на изменившийся мир, испытываешь необычные ощущения. С одной стороны начинаешь себя чувствовать человеком той эпохи, а с другой видишь, что это все иллюзии. Становится и радостно, и грустно. Грустно от того, что в то время уже не вернуться. Можно, конечно, по- разному относиться к тому времени, но у него есть одно неоспоримое достоинство-тогда мы были МОЛОДЫ. А это уже невосполнимо. Я даже стихи писал про «Чайку».



Грациозно парит над стремниной,

Силуэт промелькнул среди скал…

Сразу вспомнилась мне та машина,

О которой я в детстве мечтал.



Чёрный лак антрацитом сверкает,

Стёкла гнутые, крылья стрелой…

Фар хрусталь… Сердце вдруг замирает,

И лет сорок мгновенно долой.



Словно времени это машина,

Сел в салон—и в эпохе я той.

Широченный диван на пружинах,

Жёлтый руль, непривычно большой…



V-образный мотор завывает,

«Чайка» чайкой парит над шоссе,

И как птица крылами качает.

А я в ней как мальчишка совсем…

Спасибо»Чайке» за возможность хотя бы на мгновение ощутить себя молодым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: